Деструктивное поведение детей и подростков
Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм.
Примеры деструктивного поведения:
- Ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;
- Причиняет вред самому себе;
- Склонен к нарушению требований, предъявляемых в семье, школе.
Причины деструктивного поведения
Нарушения взаимоотношений с семьей:
- нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);
- отсутствие доброжелательности и внимания со стороны взрослых;
- тяжелая жизненная ситуация
- потеря близкого человека, серьезное заболевание, домашнее насилие
социальным окружением:
- ссоры, конфликты в семье и в школе.
- отвержение сверстников.
- Физическое насилие.
- Психологическое насилие.
- Экономическое насилие
СМИ, Интернет:
Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях.
Психологические причины:
- низкая самооценка, трудности в самоопределении;
- однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь;
- проблемы с психическим здоровьем, эмоционального характера;
- считающие себя неудачниками;
- часто и длительно болеющие;
- из социально-неблагополучных семей
Черты поведения которое считается деструктивным:
- агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
- враждебность при общении;
- склонность разрушать материальные предметы и вещи;
- желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей; -
- неспособность испытывать эмоции и чувства;
- угроза жизни как чужой, так и собственной (аутоагрессия)
Аутоагрессия - проявление разрушительной активности, нацеленной (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и/или психической сферах.
Под разрушительной активностью понимаются:
- самообвинения,
- нанесение травм,
- употребление энергетических напитков,
- употребление ПАВ, попытки суицида
Аутоагрессия у подростков проявляется в тяжелой форме – нежелании жить, а, может, и в конкретных попытках покончить с собой.
Такое поведение подростка – самозащита.
Он просто не знает, как нужно действовать. И родителям, и педагогам нужно направить подростка в верное русло.
Ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание. За 9 месяцев 2021 года на территории Минской области зарегистрировано 58 суицидальных попыток несовершеннолетних. Отмечается рост зарегистрированных суицидальных попыток на 76 % в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.
За 9 месяцев 2021 года в Минской области 3 несовершеннолетних совершили суицид, за 9 месяцев 2020 года - 3 несовершеннолетних.
По результатам анализа за 9 месяцев 2021 года состав по основным мотивами совершения суицидальной попытки следующий:
- избегание непереносимой жизненной ситуации - 25 (43,1%);
- избегание страдания - 4 (6,9%»);
- крик о помощи, призыв - 10 (17,2%);
- протест, месть -17 (29,3%);
- неуточненный - 2 (3,5%).
Сами дети называли следующие причины:
- чувство одиночества, непонимания со стороны родителей и других людей; безответное чувство любви и ссоры с любимыми;
- чувство вины перед родителями;
- отсутствие смысла жизни и «все надоело»;
- добиться чего-либо таким поведением.
В 40 случаях (69%) суицидальная попытка осуществлялась на фоне стрессовой ситуации, в большинстве связанной с конфликтами и непониманием в семье со стороны родителей, потерей близкого человека.
Согласно школьным характеристикам в большинстве случаев у детей, совершивших суицидальные попытки, отмечалась хорошая или средняя успеваемость, не было отмечено особых конфликтов со сверстниками или учителями. В 7% отмечались нарушения в поведении (употребление ПАВ, прогулы, конфликты).
В Солигорском районе также отмечается рост числа несовершеннолетних суицидоопасного поведения. За 9 месяцев 2021 года зарегистрировано: суицид - 1, парасуициды - 7, самоповреждения - 17.
Что делать? Как предупредить?
Рекомендации:
Разговаривать с ребенком позитивно. Постараться взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери.
К проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием и серьезностью. Проявлять сочувствие и понимание.
Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными.
Внести разнообразие в обыденную жизнь (завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок).
Соблюдать режим дня (хороший сон, нормальное питание, свежий воздух, занятие спортом.
Оптимизировать межличностные отношения в школе (в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия).
Обращаться за консультацией к специалистам – психологу, психотерапевту.
Учить ребенка тому, что любая неудача – это всего лишь ступенька на лестнице ведущей к успеху
Хочется отметить, что эффективность помощи зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса! Начать менять взаимодействие с детьми важно уже сегодня!