Родительский университет «Межличностное общение подростков»
В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий. Поэтому, чтобы подросток не испытывал трудности в общении необходимо развивать его коммуникативные навыки.
Проблемой межличностного общения у подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. В современных психологических исследованиях все чаще в группу факторов, по которым проводится сравнительный анализ полученных результатов, включают показатель пола испытуемых. Появившееся в последнее время понятие «гендер» (социальный пол) открывает новые возможности для понимания сложной природы человеческих взаимоотношений. Гендерные различия невозможно игнорировать, поскольку они присутствуют в индивидуальных проявлениях любого уровня, усиливаясь с возрастом. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. А вот термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми
Подростковый возраст — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанного с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Для этого этапа характерно: бурный рост человека и формирование организма в процессе полового созревания. Общение подростка составляет основу формирования новых психологических и личностных качеств. В современном мире человеку необходимо общение, поэтому люди обучаются этому средству коммуникации с раннего возраста. Более подробно и интересно этот процесс можно рассмотреть на примере подросткового возраста.
При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности.
А. В. Мудриком выделено четыре возрастных типа общения школьников:
1. Детский (1–3 классы);
2. Подростковый (у девочек 3–6 класс, у мальчиков 7–8 класс);
3. Переходный (у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе);
4. Юношеский (у отдельных групп в 6–8 классе, доминирует в 9–10 классе).
Но так как мы изучаем подростковый возраст, обратимся только к трем типам общения. Подростковый тип общения, проявляясь у отдельных ребят в 3 классе, характерен для учащихся 4–6 классов и сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, в 7 классе. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности. Подростки (4–5 классы) считают своими друзьями близких родственников, от которых в большинстве случаев ждут помощи. Но в 6 классе значительная часть подростков (до 30 %) ожидает от собеседника в общении понимания. У подростков последовательно к 6 классу сокращается количество вопросов, обращенных к учителям и родителям, уменьшается число вопросов этического характера (у девочек их больше, чем у мальчиков), уменьшается число запросов подростками оценок действий своих и своих сверстников. Резко сокращается общение в процессе совместных занятий подростков со взрослыми в семье, уменьшается время, затрачиваемое ими на различные виды общения со взрослыми. У мальчиков все эти тенденции имеют более выраженный характер.
Больше всего подростки общаются со сверстниками своего пола. Общение реализуется почти всеми школьниками в 4–6 классах. Общение со сверстниками подразделяется на товарищеское и приятельское, у 12–15 % подростков 5–6 классов выделяется самостоятельное дружеское общение, которое далеко не всегда идентично дружбе в раннем юношеском возрасте. Особое место в разговорах подростков занимает обмен информацией по сексуальным вопросам, интерес к которым возрастает в 5–6 классах. Общение между мальчиками и девочками характеризуется двумя противоположными тенденциями: обособление по половому признаку и, интенсификацией общения между мальчиками и девочками. Обособление общения подростков разного пола объясняется тем, что тематика этого общения определяется интересами для того или иного пола, интересом к противоположному полу. С возрастом «понимание» (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинает дополняться акцентом на экспрессивной стороне процесса. Все это, не меняя общего характера возрастного типа, может свидетельствовать о переходе части школьников к переходному типу общения. Переход от подросткового возраста к юношескому происходит неравномерно, растягиваясь во времени от 6 до конца 8 класса, характеризуясь кризисными явлениями в различных сферах жизнедеятельности.
Итак, подводя итог, можно обозначить следующие особенности межличностного общения подростков:
- включено в процесс воспитания учащихся;
- играет специфическую роль в формировании, развитии и воспитании личности на каждом возрастном этапе;
- зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого;
- происходит преодоление трудностей в процессе взросления быстрее у девочек, чем у мальчиков.