Родительский университет
КАК НАУЧИТЬ ПОДРОСТКА БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ
ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность.
Забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девочки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Откуда берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.
Решающим в воспитании является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами.
Среди причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку; воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отвержением. Существуют также семьи с неявно выраженным эмоциональным отторжением ребенка.
Имеется ряд причин, обуславливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалирует над всем остальным в семье.
Выделяют несколько групп трудных подростков:
Первая группа характеризуется устойчивым комплексом антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.
Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения поступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.
К четвёртой группе относятся подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.
В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям или зависимостям.
Ответственность – это значит ответственность перед кем – то и за кого – то.
«Не знал», «не думал», «не хотел»… - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.
Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст.
Адекватность самооценки в подростковом возрасте
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком. Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.
У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:
чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;
повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;
постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;
патологическая ревность;
зависть к успехам других;
страстное желание угождать;
враждебность к окружающим;
постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;
пессимизм, негативное мировоззрение.
Причины заниженной самооценки:
Неправильное воспитание в семье;
Частые неудачи в детстве;
Отсутствие ясных целей в жизни;
Нездоровое социальное окружение;
Дефекты внешности и здоровья.
Подростки с высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:
- принимают свой физический облик таким, какой он есть;
- уверены в себе;
- не боятся совершать ошибки и учатся на них;
- спокойно воспринимают критику и комплименты;
- умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;
- уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;
- заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;
- гармонично развиваются; добиваются успеха в своих начинаниях.
Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.
Вряд ли можно найти такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок-подросток были самостоятельным и ответственным. Все мы желаем своим детям только лучшего, хотим, чтобы они были лучше нас, чтобы они не наступали на те же «жизненные грабли», на которые в свое время наступали мы. Однако, вот в чем парадокс: очень сильное желание родителя уберечь от жизненных неудач своего подростка, оказывает последнему «медвежью услугу». Так как же сформировать настоящую ответственную позицию к жизни у молодого поколения в подростковом возрасте?
Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка
Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать: «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.
2. Поддержка, а не критика
Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственностьберут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.
3. Личный пример
Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.
4. Дайте свободу выбора
Регулярно создавайте для подростка ситуации, когда ему нужно самостоятельно сделать выбор. Начните с простых вещей. Например, ребенку нужны джинсы или другая одежда. В магазин вы можете идти вместе, даже можете высказать свое мнение, но только по поводу «велико» — «мало» и определить максимальную сумму. Все остальное представьте решать ребенку. Точно также стоит оставить право решающего слова при выборе интерьера для своей комнаты или наряда для вечеринки. Если ребенок никак не может определиться, помогите ему. Например, предложите посчитать плюсы и минусы, подумать о практичности и так далее. То есть научите делать выбор не импульсивно, а обдуманно. Вполне вероятно выбор ребенка не доставит вам удовольствия. Но будьте последовательны, если уж предложили самому решать, то уважайте это решение.
5.Разрешите ребенку делать ошибки
Ваше чадо решило самостоятельно погладить себе рубашку, приготовить яичницу или что-то другое. Естественно, что первые попытки будут не самыми удачными. Не бросайтесь тут же делать все за него, а критикуйте только конструктивно без перехода на личности (криворукий, балбес и т. п.). Если ребенок уверен в своем выборе — не отговаривайте.
6.Доверяйте делать покупки
Ничто так не дисциплинирует и не приучает к ответственности, как покупка продуктов для семьи. Начинайте с малого — прежде чем отправиться в магазин, составьте список необходимого и привлекайте к этому ребенку. Пусть он сам заглянет в холодильник и оценит его содержимое — кончились йогурты, нет масла и так далее. Для начала сходите в магазин вместе, а в последствии доверяйте делать определенные покупки ему. Иногда просто оставляйте ребенку список и деньги, а иногда дайте ему возможность проявить инициативу и оценить необходимость в том или ином: «посмотри, хлеба и молока хватит на завтра?»
7.Поощряйте инициативу
У подростков может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими. Что ты думаешь о наших новых соседях? Тебе нравится новая прическа Кати? Ты слышал про тот случай? Как думаешь, что там случилось на самом деле? Поощряйте ребенка высказывать свое мнение, а если с ним не согласны, то дискутируйте, как со взрослым человеком, без насмешек.
8.Наберитесь терпения
Не факт, что на начальном этапе новых взаимоотношений ваш ребенок тут же начнет проявлять самостоятельность иинициативу. Но если вы не будет отступать от намеченных действий ежедневно, и при этом будете доброжелательны (в конце концов, это вы его таким воспитали), то такое отношение постепенно войдет в привычку. Со временем подросток научится сам принимать решения и станет более ответственным.