Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1065 человек

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?"

Дата: 10 марта 2024 в 21:48
53 просмотра

В современном мире мы все видим проблему, которая встала остро перед педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания. Наши дети мало читают. Ответьте себе на вопрос: почему так происходит? Можно привести массу вариантов: гаджеты, нехватка родительского времени на ребёнка, плохо учит учитель в школе…, но, давайте будем объективны.

Наша задача развить в ребёнке интерес к книге, воспитать желание читать всегда и с огромным удовольствием.

Каждый родитель хочет гордиться своим ребёнком. Читающий человек – это думающий человек, умеющий высказать свое мнение, отстоять его, принять мнение другого, если оно будет объективно - справедливым, правильным. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить. На любой вопрос можно получить ответ. Для этого необходимо выработать определенный план действий, который поможет достичь цели: как важно привить детям  желание читать!

          Сейчас мы с вами коснёмся теоретических вопросов обучения чтению.

Перед школой во все времена стояла и стоит важнейшая задача – воспитание грамотных людей. Мы все прекрасно понимаем, что фундамент обучения – это начальная школа. Приходя в первый класс, ребенок начинает активно использовать такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо, говорение, слушание. Перед учителем стоит важнейшая задача: научить не просто читать, а развить навык беглого, осознанного, выразительного, вдумчивого чтения. Эти все навыки приводит к тому, что в ребенке формируется грамотный читатель.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Успешное овладение навыком чтения – это показатель общего уровня познавательной деятельности. Если же возникают трудности в процессе обучения чтению, тогда нужно обратить внимание на проблемы развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).

Как практик, я наблюдаю за тем, что проблема формирования интереса к чтению остается открытой как в теоретическом, так и методическом плане.

Начиная обучение в школе, ребёнок не просто становится учеником, он является субъектом и учебного процесса, и процесса чтения. Чтение становится средством обогащения личного и социального опыта, самопознания и развития, формирования личности.

Так как речь является универсальным средством общения, необходимым условием социальной активности каждого человека, мы придаём такое огромное значению формированию читательских интересов.

Чтение довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого — ум, рассудочность подавляют и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности.

Требования к педагогам и родителям, обучающим процессу чтения младших школьников:

1) подбирать эмоциональные тексты;

2) использовать в полной мере возраст «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению;

3) находить отклик в чуткости к слову и к художественной детали. Дети реагируют подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4) обращать внимание на «эффект присутствия», означающий способность ребёнка жить в образе.

5) помнить об отсутствии реакции на художественную форму.

На уроке учителю, дома родителям необходимо показывать детям, что чтение — это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Книга имеет огромное влияние на читающего ребёнка. Очень трудно порой выделить главный результат чтения: что важнее, — понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду.

Все этапы формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года.  Формирование у детей навыка чтения, служит фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих — пониманию текста.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем говорится в тексте и как об этом сказано. При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Рекомендации по выработке беглого чтения (для родителей)

  1. Читайте с рождения.

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию. Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

  1. Сделайте чтение игрой.

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

  1. Не бойтесь повторений.

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас. Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально. Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

  1. Учите стихи.

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

  1. Пусть литературу выбирает ребёнок.

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Почему дети никогда не будут читать то, что советуют в школе? Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

  1. Выбирайте правильные аргументы.

Неубедительно:

Эту книгу вам задали в школе.

Эту книгу мы давно не читали.

Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу.

Эту книгу рекомендовал продавец книжного магазина.

Эта книга нравится всем.

Серьёзные доводы:

Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться.

Это книга автора, которого ты уже хвалил.

Это книга про то, что ты любишь.

Эта книга попала к нам домой магическим образом.

Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится.

  1. Сделайте покупку книги приключением.

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

  1. Обратите внимание на формат книги.

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги.

  1. Создайте ребёнку правильное окружение.

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того,что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

  1. Читайте сами!

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей. В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

  • Чаще выражайте ребёнку положительную оценку.
  • Не идите на поводу у ребёнка.
  • Ограничьте ребёнку доступ к компьютеру.
  • Уделяйте ребёнку больше времени.
  • Показывайте личный пример своему ребёнку во всем.
  • Хвалите и любите своего ребёнка безусловной любовью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.