Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1068 человек

Адаптация первоклассников к школе

Дата: 24 ноября 2021 в 14:54
188 просмотров

Для многих детей и их родителей начало школьной жизни превращается в серьезное испытание. От того, как пройдет адаптация ребенка к школе, зависит его последующий интерес к учебе и успеваемость.

Насколько простым  и естественным будет переход из детского сада в школу, зависит, конечно,  в первую очередь от подготовленности ребенка, его интеллектуального и эмоционального развития, навыков общения, особенностей характера. Несомненно, играет роль и обстановка в семье: как общаются взрослые с ребенком и сколько уделяют ему внимания.

Что такое адаптация к школе и сколько она длится?

Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время  для организма ребенка – первые две-три недели. При этом напрягаются все системы организма, в результате острой адаптации многие первоклассники в сентябре заболевают, многие худеют, у многих проявляются недомогания в связи с переутомлением.

Адаптация первоклассника к школе происходит в трех основных аспектах.

Физическая адаптация ребенка к школе

Внешне вроде бы ничего нет сложного – посидеть спокойно на уроке и послушать, что говорит учитель, выполнить очень простые задания. Но статическое положение на протяжении урока для некоторых детей – это очень сложная задача. Особенно тяжело приходится гиперактивным детям. Часто детки  на первых уроках даже не осознают разницы между учениками-сверстниками и учителями-взрослыми. Они часто вскакивают с места, выкрикивают, громко и эмоционально реагируют на какие-либо замечания учителя. Физическая адаптация первоклассника к школе редко длится больше месяца. Самые сложные и напряженные - первая и последняя недели первого месяца. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо питался и соблюдал режим дня первоклассника, достаточно спал и гулял на свежем воздухе. Именно из-за такой реакции детского организма на новые условия жизни не рекомендуется прямо с первых дней первого класса давать дополнительную нагрузку ребенку в виде новых кружков, секций, студий. Вы успеете сделать это позже.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Не менее важной является психологическая адаптация к школе. В большинстве случаев те знания, которые получают дети на первых уроках о цифрах, буквах, явлениях природы и окружающего мира, уже известны первоклассникам, но эти знания приобретались в дошкольном периоде в процессе игры. А в школе главная задача – научиться выполнять определенную учебную задачу, которую дает учитель посредством небольших заданий, без этого учебная деятельность обойтись не может. За первые полгода у ребенка должно сформироваться и закрепиться позитивное отношение к процессу получения знаний, должен появиться интерес. Психологическая адаптация к школе во многом зависит от грамотного поведения учителя. И учитель, и родители должны находить мотивацию стремлений малыша к успешному познанию.

Школьнику необходимо будет научиться составлять план своего дня для того, чтобы успевать выполнять задания, объективно подходить к оценке своих сил, возможностей и результатов своего труда.

Социальная адаптация ребенка к школе

Третье очень важное условие успешной адаптации первоклассника к школе – это социальная адаптация к школе, к новому коллективу. Ребенку предстоит не только наладить отношения со сверстниками, но и усвоить принцип новых отношений между учителем и учеником.
Некоторые дети достаточно быстро адаптируются к новым условиям: без труда находят в классе друзей, выполняют задания и просьбы учителя, доброжелательно относятся к одноклассникам.
Но для большей части детей социальная адаптация к школе сопряжена со значительными сложностями. Им трудно осваивать новые знания, они ссорятся с детьми, не хотят слушать учителя и внимать его просьбам.

Процесс адаптации первоклассника к школе может занять от 2-3 недель до полугода. В первые два месяца обучения в школе очень часто закладываются проблемы учебной деятельности, которые оказывают негативное воздействие в последующие годы обучения ребенка в школе как на успеваемость ребенка, так и на отношение к учебной деятельности в целом. Для того, чтобы избежать подобных проблем, Вам необходимо уже в первые дни обучения ребенка обращать внимание на те изменения в поведении и настроении, которые связаны с его школьной жизнью. Здесь главной задачей родителей является поддержка и помощь.

После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе. Если ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля, проявляет самостоятельность, имеет хороший статус в коллективе – то можно считать, что он хорошо адаптировался к школе.

Признаки успешной адаптации к школе

Самые первые и яркие проявления процесса адаптации ребенка к школе выражаются в состоянии здоровья. Хорошее настроение, нормальный аппетит, крепкий сон – все это показатели нормальной адаптации. Если Ваш ребенок увлечен учебной деятельностью, уважительно относится к учителю, заинтересован в выполнении полученных заданий, то можно говорить об успешном включении в школьную жизнь.

Готовность ребенка обратиться за помощью к учителю в школе или ко взрослому дома, если возникли какие-либо затруднения, так же является  важным показателем успешной школьной жизни. При этом  стремление ребенка к самостоятельности и проявлению творчества необходимо поощрять. Даже споры, возникающие у него со взрослым (по поводу процесса выполнения того или иного задания), свидетельствуют о проявлении творчества ребенка.

Общение со сверстниками, прежде всего с новыми школьными друзьями является не менее важным показателем успешной адаптации ребенка к школе, поэтому родители должны поощрять приобретение новых социальных контактов своего ребенка и помогать ему устанавливать новые дружеские взаимоотношения, в случае возникновения трудностей.

Большинство из перечисленных качеств не присущи вашему ребенку? В этом случае первокласснику требуется ваша помощь, чтобы освоиться в новой для себя роли.

Показатели неуспешной школьной адаптации

Признаками же неуспешной адаптации являются, напротив: сниженное настроение, плохой аппетит, частые простуды, плаксивость, капризность, частые пробуждения ночью, ночной энурез и т.п. Состояние физического здоровья во многом зависит от  психического состояния ребенка, от того, насколько комфортно ему находиться в школе.

Родительская поддержка и помощь

Что могут сделать родители, чтобы адаптация первоклассника  к школе прошла максимально безболезненно для всех, а прежде всего для самого ребенка?

Важно сохранять приподнятое эмоциональное состояние ребенка. Создавайте положительный образ учебы в его сознании, это позволит ребенку стараться учиться хорошо.

Будьте внимательны, нельзя пропустить тревожные симптомы дезадаптации. Такой диагноз ставят ученикам с плохой успеваемостью и поведением. Но часто бывает, тому находятся индивидуальные причины: конфликты в семье, состояние здоровья, социально-культурные факторы. Ребенок, который страдает от дезадаптации, может проявлять себя по-разному: иногда, довольно агрессивно, а, иногда, наоборот очень тихо (на уроках не видно, не активен, с одноклассниками не общается, жалуется на страх и плохое настроение).

Темпы адаптации индивидуальны, но родители помогут своему малышу, если будут его хвалить, поддерживать, помогать, формируя у него адекватную самооценку. Ребенок должен быть уверен  в Вашей любви и поддержке не зависимо от полученной оценки и успехов, что Вы его любите таким, какой он есть.

Часто причиной плохой адаптации первоклассника к школе становится состояние его здоровья. Дети, которые перенесли инфекционное заболевание или травму накануне начала первого учебного года быстрее устают, хуже усваивают материалы уроков. Поэтому важным фактором успешной адаптации первоклассника к школе станут закаливающие процедуры, здоровое питание, полноценный сон, здоровый режим дня  и гармоничное физическое развитие не только, когда ребенок пошел в первый класс, но и в дошкольном периоде.

Не стоит перегружать ребенка совмещением начала учебы в школе с началом дополнительных занятий в кружках и студиях. Лучше начать посещать дополнительные занятия или за год до первого класса, или хотя бы во втором полугодии первого класса.

Когда ребенок выполняет домашние задания, то через каждые 15-20 минут необходимо делать небольшие перерывы. Ограничьте компьютерные игры и просмотр телевизора до минимума. Это снизит нагрузку на глаза первоклассника и освободит время для физических упражнений и прогулок на свежем воздухе.

Не нужно «вешать ярлыки» детям. Если малыш в первые месяцы учебы не успевает, не показывает отличные результаты, то это не значит, что он будет двоечником все время учебы! Дальнейшие успехи вашего драгоценного чада зависят от вашего внимания к его проблемам, понимания и поддержки. Даже если ребенок получил плохую оценку, выразите не свое неодобрение, а надежду на то, что завтра ситуация возможно изменится, а для этого нужно немного больше постараться. Так вы простимулируете его к более усердной работе, большему упорству. Нужно понимать, с каким огромным количеством трудностей и новшеств, сталкивается Ваш малыш.

В Ваших силах помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и сделать его вступление на путь познания наиболее уверенным и комфортным!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.