РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К ПОРЯДКУ»
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К ПОРЯДКУ»
Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:
правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.
Советы родителям
Нужны чёткие правила: машины и пистолеты – в эту коробку, конструктор – в эту, мягкие игрушки – в эту.
Подпишите их или наклейте картинки. Не важно, в чем будут лежать игрушки (в шкафу, коробках или на стеллаже), главное – выстроить логичную систему хранения. Часто используемое разместите под рукой, остальное можно подальше. Со временем ребёнок научится самостоятельно делить свои вещи на категории и складывать подобное к подобному.
Формулировка задач
Важно, чтобы просьба была сформулирована чётко. Когда вы говорите: «Уберись в комнате», понимает ли ваш ребенок, что именно от него хотят? Сложить игрушки? Заправить постель? Вытереть пыль со стола?
Уборка и наведение порядка – часто не одно и то же. Уборка – это протереть пыль, помыть полы. Наведение порядка – сложить вещи и убрать по местам. Когда на указание прибраться ребенок лишь заправляет постель, значит ли это, что он ленится, или причина в плохо поставленной задаче?
В помощь маме и ребёнку – четкие правила. К примеру, оговорите, что заправленная кровать для ребенка 4-5 лет – это когда одеяло ровно постелено сверху, а для его старшего брата 10 лет – одеяло лежит на кровати ровно, сверху покрывало и подушка.
Кстати, набросать кучу задач за раз – не лучший вариант.
Формирование навыка
Психологи советуют действовать по схеме: сделать самому – показать, как – сделать вместе – сделать под присмотром – самостоятельно с контролем – самостоятельно. Этот процесс может растянуться на многие дни, недели и годы. Возможно, иногда придется возвращаться и снова закреплять предыдущий уровень, ничего страшного.