РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «НЕЛЁГКИЙ РАЗГОВОР О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ»
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«НЕЛЁГКИЙ РАЗГОВОР О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ»
Требования предъявляются к ребенку с самого раннего возраста. Повзрослев, ребенок имеет расширенный круг требований, что не всегда совпадает с его желанием.
Требовательность родителей, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои слепые капризные «хочу» важным и осознанным целям, научился серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании.
Дети родителей слабовольных и неразумно любящих вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.
В семьях, где любовь к ребенку сочетается с требовательностью, дети растут волевыми, организованными и дисциплинированными.
Семья является главным институтом воспитания. То, что в детские годы ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Во все времена воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха «жесткое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.
Почему родители многого требуют от детей?
Есть несколько причин:
- навёрстывание пробелов, которые есть у них самих: если мама не научилась садиться на шпагат, то дочка точно должна;
- проекция страхов: а что, если не успеет, не сможет, не справится;
- гармонизация развития: музыка, танцы, рисование, макраме и зоокружок в придачу только поспособствуют этому;
- перфекционизм: учиться только на десятки и никак иначе;
- избегание своей жизни: когда много внимания уделяют ребёнку, не остаётся свободного времени для решения своих проблем;
- стереотипы воспитания: так правильно, и всё.
Ниже разберём, как поступать, если в одном (или не одном) из пунктов вы узнали себя.
Что делать родителям?
Шаг 1. Задайте себе уточняющие вопросы
Это моё желание или его?
Чего я хочу для него?
Что случится, если мы сейчас откажемся от этого?
Почему я хочу именно этого?
Шаг 2. Подумайте о себе
Вспомните, не стараетесь ли вы избежать личных неурядиц за счёт гиперопеки ребёнка.
Шаг 3. Представьте худший вариант
А что, если он не получит золотую медаль, не сделает сальто на коньках или не напишет картину? Что случится? Как вы будете реагировать?
Шаг 4. Поговорите с ребёнком
Уточните, какие у него интересы, каким он видит своё будущее, что ему нравится и что он хочет. Договоритесь, как и куда он будет двигаться. Помогите составить карту с планами и целями.
Шаг 5. Перестаньте делать из ребёнка сверхчеловека
Всестороннее развитие — это важно, но не когда ребёнок из-за страха и чувства вины посещает все занятия и живёт в таком темпе, что не успевает насладиться детством. Ощущение, что дома любят и принимают даже с неудачами даст ему в будущем намного больше уверенности, чем дополнительные уроки по музыке.
Шаг 6. Снимите с ребёнка ярлыки
«Ты такой умный», когда получил пятёрку, и «Ну, глупость тебе от отца досталась», когда оценка хуже. Это всегда ваш ребёнок.
Шаг 7. Не принимайте на свой счёт, если малыш с вами не согласен
Помните, что дети — это маленькие люди. У них может быть мнение, отличное от вашего.
Если вы будете навязывать ребёнку свою позицию, он не будет слышать внутренний голос. Поэтому у него не сформируются собственные убеждения. Позволяйте ребёнку высказываться, аргументировать мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
При прохождении шагов не забывайте:
В семье должны быть одинаковые требования со стороны обоих родителей. Это предотвратит потерю авторитета одного из них, и у ребёнка будет чёткое понимание границ и правил.
У детей нервная система и эмоциональная сфера только развиваются. Они недостаточно зрелые, чтобы противостоять огромным нагрузкам и большому количеству обязанностей.
На каждый возраст приходится ведущий вид деятельности. Например, младшему школьнику ещё сложно отказаться от игры, чтобы занять всё своё время заполнением прописей. Как и подросток не может отказаться от общения с друзьями, чтобы зубрить физику.
Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими. Это наносит урон его самооценке. Что для одного может быть обычным результатом, для другого окажется большой победой.
Важно дать понять, что ребёнка любят любым и не за поступки или действия. Он имеет право на ошибки и неудачи, а родители будут рядом, чтобы помочь и поддержать.
Но какой должна быть требовательность? Как она должна проявляться?
Правила требовательности
Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.
Требовательность должна иметь не только характер, но и душу.
Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребенка.
Требовательность не должна быть бессмысленной.
Требовательность должна быть понятной.
Требовательность может быть выражена в игровой форме.
Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.
Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.
Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.