Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1065 человек

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "КАК ВЫЯВИТЬ И РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ"

Дата: 15 декабря 2023 в 18:23
41 просмотр

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, легко учится и хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко находит общий язык с людьми.

      Родителям нужно заметить, к чему у ребёнка есть склонности и задатки, и развивать их. Достаточно просто внимательно наблюдать за ребёнком, обсуждать с ним всё, чем он интересуется, изучать его работы, сделанные своими руками. Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие роли исполняет в них. Всё, что его увлекает – отражается в играх. Расспросите ребёнка подробнее, чем именно ему нравится та или иная игра, какие роли ему близки. Дайте ребёнку понять, что и он может задавать вам любые вопросы.

        Обратите внимание, как окружающие отзываются о ребёнке, какие сильные стороны вашего ребёнка они могут отметить.

     Выявляя способности ребёнка, не стоит спешить с выводами. Его интересы могут меняться на протяжении всего детства. Важно поддерживать стремление ребенка многое узнать и попробовать. На ребёнка влияет его окружение. Он растёт, развивается, и развитие это происходит неравномерно. После некоторого замедления может произойти резкий скачок, и ребёнок догонит или даже перегонит сверстников. Важно предъявлять к ребёнку адекватные его уровню развития требования и помогать ему развиваться в его темпе.

     Для определения и развития способностей ребёнка полезно посещение кружков и секций. Записывая ребёнка в кружок, выбирайте те направления, которые интересны ему самому, а не те, которые вам кажутся более нужными. Не заставляйте ребёнка заниматься тем, что ему не нравится, чтоб не испортить отношения.

     Иногда детям бывает трудно сделать правильный выбор, и им нужно попробовать себя в разных направлениях деятельности. К тому же, интерес к определённой области знаний часто появляется уже в процессе деятельности.

     Какие именно качества следует развивать в данный момент, зависит и от возраста ребёнка.

Например, для овладения разговорной речью, самым чувствительным возрастом является период от рождения до 3 лет. От 3 до 5 лет - наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности, конструирования, для изучения иностранных языков, формирования познавательных способностей. Этот возраст называют возрастом «почему?», т.к. ребёнок задаёт много вопросов своим родителям, проявляя любознательность. С 6 до 10 лет следует развивать память, мышление, внимание, восприятие, воображение, волю, а также приучать к труду. В 7 лет у детей хорошая координация движений и ловкость. Необходимо уделять внимание развитию положительных качеств ребёнка вовремя, то есть в том возрасте, когда у него для этого наибольшие возможности.

      Не стоит думать, что ребёнок талантлив только в одной области, у каждого человека есть потенциал, чтобы преуспеть в нескольких разных видах деятельности. Необходимо заниматься целостным, всесторонним развитием ребёнка, а не только совершенствовать какое-то одно умение.

В психологии принято выделить способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творчество мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.

Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как: наблюдательность; разносторонняя любознательность; исключительная память; легкая обучаемость; широкий кругозор; умение хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он: часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.

Если ребенок талантлив в математике, то для него характерно:

проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений; демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
выполнение простейших операций сложения и вычитания без особых усилий; умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.
Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно: внимание к предметам и явлениям; проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации; частые вопросы о происхождении или функциях предметов; проявление большого интереса к естественно – научным опытам и экспериментам.

Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.

Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он: чрезвычайно пытлив и любознателен; способен не отвлекаясь заниматься интересующем его делом, работой; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей; часто делает все по — своему (независим); проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей; продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения. Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников,  воображение.  Такие ребята часто думают по   –  другому, являются оригинальными и творческими личностями.

Сфера        художественной деятельности      подразумевает способности  

к изобразительной деятельности и / или к музыке.

В первом случае для ребенка характерны:

проявление очень большого интереса к визуальной информации;
проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
осознанное построение композиции картин или рисунков;
отменные композиция, конструкция и цвет работ.
Способный к музыке ребенок: проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который: легко приспосабливается к новым ситуациям; предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми и ли занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Талант может проявляться в двигательной сфере. В этом случае ребенок: проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.

Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по – разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.

90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.

Поощрение, внимание к тому, что делает ребенок, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его способностям развиваться и расти!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.