РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "Значение отметки в жизни школьника"
«Советы родителям школьника»
- Не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и семерка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи.
- Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в наших глазах хорошим. Если таким быть не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
- Отметка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского мальчика или девочки.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь сами разобраться в ситуации.
- Не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить.
- Ребенок должен быть не объектом, а соучастником отметки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.
- Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
- Выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет и иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
- Когда берете в руки тетрадь ребенка с плохой отметкой, используйте технологию активной оценки: сначала найдите и покажите, что получилось хорошо; потом посмотрите, в чем были ошибки и определите возможную их причину. После этого совместно обсудите, над чем конкретно нужно поработать, чтобы в следующий раз такой ошибки не было.
- Представьте себе, что ребенок принес из леса корзину грибов, среди которых оказались ядовитые. Даже если вы поругаете и накажете ребенка, он не поймет, чем они отличаются, если его этому не научить.
- Если ребенок долго трудился, но результат его труда не высок, то объясните ему, что важен не высокий результат, а каждодневный, упорный труд для достижения цели: «В следующий раз получится!».
- Каждый раз, когда вам хочется поругать ребёнка за плохую отметку или за плохо сделанную работу, улыбнитесь и подумайте, а захочет ли ваш ребенок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
- Постарайтесь убедить ребенка, что цените его независимо от его школьных успехов. Объясните ему, что нельзя допустить, чтобы отметка полностью определяла его настроение, состояние и представление о самом себе.
- Чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, помогайте ему, но не ради отметок, а ради новых знаний и интересов.
- Отмечайте отметки только как способ измерения тех знаний и навыков, что он приобрел. Отмечайте ошибки, которые ребенок уже исправил.
- В ваших отношениях школа – это проверка на то, смогут ли родители защитить своего ребенка или нет. Ребенок-школьник должен понимать, что у него есть дом, где его всегда поймут и не дадут в обиду. Он всегда должен чувствовать, что вы с ним с одной стороны, а на другой – его отметки, ошибки, страхи. Школа – это серьезное испытание, которое родители и дети должны пройти вместе.
- Если у ребенка есть к чему-то склонности, приучайте к тому, что всё равно нужно постоянно трудиться. Даже сплошные десятки по предмету – это не повод расслабиться. Ставьте цели, которые не зависят от отметок.
- Вспомните, чему вы давно хотели научиться: выучить язык, вязать, водить автомобиль или печь пирожки? Начните этим заниматься сами, и вы очень скоро убедитесь, как непросто приобрести новое умение.
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!