Что мы знаем о суициде?
Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
- суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
- переживание обиды, одиночества, непонимания;
- любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
- чувство мести, злобы, протеста;
- подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
- страх наказания;
- избежание трудных ситуаций.
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.
Поводом суицида могут послужить:
- развод родителей;
- болезнь или смерть близких;
- в одиночество в семье;
- оскорбление другими членами семьи.
Конфликты, связанные с состоянием здоровья:
- психические заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);
- «соматические заболевания;
- онкологические заболевания;
- «инфекционные заболевания (венерические заболевания);
- в уродство (как правило, приобретенное).
Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:
- боязнь уголовной ответственности;
- опасение другого наказания или позора.
Конфликты, возникающие в учебных заведениях.
Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.
Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.
Перемены в поведении
Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, психологи рекомендуют:
- Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
- Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
- Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
- Напоминание о значимых для него людях.
- Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».
- Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
- Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
- Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
Американцы провели социологическое исследование и выяснили, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.
Рекомендации родителям
1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».
5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
- помогите выбрать телепрограмму по интересам;
- читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;
- ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск; словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
7. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице... Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
8. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:
- не критикуйте его недостатки;
- не упрекайте, не обвиняйте его;
- не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
- не шантажируйте друг друга властью над ребенком.